Вторая часть статьи. Начало здесь.

Николь Гринвич никогда не ходила в школу. Но девочке, привыкшей к каждодневной борьбе за выживание и умеющей пользоваться для этого своим разумом, проблемы и трудности её сверстников кажутся несколько преувеличенными. Она хладнокровно анализирует любую проблему или ситуацию, ставит себе цели и достигает их. Правда, дело не только в талантах самой Никки: помощь компьютера Робби очень усиливает её интеллектуальные и физические возможности. Сказать по правде — она немножко «сверхчеловек». А ведь это для героя подростковой книги — очень нужное качество! :-)

На протяжении трёх книг Николь Гринвич познаёт мир, а позже и старается его изменить. На этом пути она приобретает друзей и врагов, любит и страдает, несколько раз чудом (и талантами Робби) избегает гибели и в конце концов поднимается до вершин политико-экономической иерархии. Она меняет мир, не сумев изменить и сделать счастливой... — ни за что не догадаетесь, кого! ;) — только себя. Читатель вместе с ней проходит путь познания природы и общества, понимания возможных путей развития человечества. В первой книге юная Никки учится в престижном лунном колледже, слушает лекции, спорит с преподавателями, занимается собственными исследованиями... Эти моменты даны очень подробно — так, чтобы читателю стала понятна суть обсуждаемых теорий, научных проблем. На первой же лекции пожилой учёный объясняет первокурсникам (а с ними и читателю), что не все люди достойны звания «человека разумного» и что границы между науками — фикция. На самом деле знание о мире непрерывно, и разделение его на физику, химию, социологию, биологию, историю и т. д. — лишь вынужденное следствие ограниченности наших интеллектуальных возможностей. Поскольку автор книги — астрофизик, то больше всего внимания он уделят космосу. Много говорится о планетах и спутниках: о физическо-химических и геологических процессах на них, об их происхождении, о гравитационных эффектах в системах планет-гигантов с их спутниками и кольцами. Некоторые теории, выдвигаемые автором от имени Никки не являются бесспорными, но отражают реальные научные взгляды астронома Николая Горькавого. Затрагивается «Эффект Пионера», Большой взрыв и дальнейшая история вселенной, реликтовое гравитационное излучение...

Наверное, не каждому подростку (да и взрослому) всё это покажется понятным и интересным. Но кажется, автор сделал всё возможное и даже больше того. Вероятно, в качестве «приманки» для «поколения Гарри Поттера» (а скорее ещё и в качестве лёгкой пародии) в колледж Эйнштейна привнесены некоторые традиции Хогвардса. Кому-то это представляется натяжкой, но мне кажется что получилось неплохо. Автор объясняет это тем, что основатели колледжа были поклонниками творчества Роулинг. Отсюда 4 факультета, ритуал «Старой шляпы», живущие своей жизнью интерьеры, роботы-помощники в виде сов и других животных у студентов... Есть и аналог квиддича: «летательная» командная игра, только летают там не на мётлах, а на крыльях: ведь колледж находится на Луне, под прозрачным куполом, а сила тяжести на Луне в 6 раз слабее земной.

Во второй части трилогии Никки уже оставляет колледж и занимается более «серьёзными» делами. Приключения продолжаются, но теперь от бывшей «астровитянки» и её друзей зависит судьба всего человечества. Оно (человечество) стоит на распутье, в «точке бифуркации». В какую сторону будет сделан следующий шаг? Какие технологии и какие люди повлияют на этот выбор? Как помочь землянам выбрать правильный путь? По ходу сюжета автор подбрасывает читателю довольно много идей по возможным путям развития общества и роли науки в этом процессе. Герои спорят о допустимости генетических модификаций человека, обсуждают возможные последствия открытия бессмертия и некоторые другие этические проблемы, связанные с научными исследованиями. Интересно так же как Никки решает проблему патентного и авторского права… :-)

Третья часть представляет собой мозаику из фрагментов жизни взрослой уже Николь, её друзей, близких, а так же совершенно посторонних людей, жизнь которых меняется, балагодаря выросшей девочке с астероида. Человечество прошло перепутье, начались большие перемены, а с ними родились и большие надежды. Однако, конец книги печален. «Они жили недолго, хоть и счастливо и умерли в один день»... Впрочем, автор милосердно обрывает текст за час до предполагаемого исхода, а значит, у читателя остаётся возможность придумать себе другой финал. А вот в научных мечтах (с моей точки зрения) героям (и автору) начинает несколько изменять чувство меры: планы, которые они строят, простираются уже далеко за пределы нашего мира как в пространстве так и во времени. Ну, в конце концов, почему бы и не помечтать! ;-) Ведь человечество выбрало правильный путь, и впереди у них ещё миллиарды лет!

Я постарался избежать раскрытия сюжета и почти ничего не сказал о событиях, которые происходят в трилогии. Читайте! Эта книга стоит того! Я не мог отрваться от неё иногда целыми ночами, а это со мной случается нечасто. А главное, хотелось бы, чтобы эту книгу читали дети, подростки, молодые люди. Уверен, что многие, благодаря ей, смогут хоть немного почувствовать, насколько красив и удивителен наш мир и насколько интересно его познавать. Пусть не все станут учёными, но если наши дети хотя бы поймут, что физика, математика, химия, биология, история — это не школьные предметы, а... скажем так, детали большого и красивого корабля, коорый готов нести человечество в достойное будущее, если оно само того захочет и не станет пилить эти детали на дрова или, того хуже, строить из них пушки и танки... — если они это поймут — это будет уже здОрово!

(Это не всё, дальше читайте приложения.)