Вот уже целый месяц я открываю для себя новый и очень странный мир. Он практически бесконечен, в нём не соблюдаются законы физики, там можно умирать и воскресать сколько угодно, можно заводить друзей и врагов, возводить воздушные замки и прокладывать подземные лабиринты, телепортироваться и летать... Я наблюдаю за этим миром, в основном, со стороны. Иногда вхожу в него сам. Там живут маленькие человечки, говорящие большей частью по-английски, но часто и на других языках. А я для них - Бог. :) Одни из них объединяются в команды, чтобы вместе строить дом и жить в нём, другие находят удовольствие в разрушении плодов чужого труда. Одни вежливы и дружелюбны, другие - грубы и агрессивны. Они обожают алмазы и иногда просят друг у друга еду. Иногда между ними кипят нешуточные страсти. А стоит мне войти или "заговорить" - как тут же раздаются "голоса":
- Can I be op?! Please! Plz plz plz plz plz!
- Owner! Make me creative! I want to be creative!
- How can I be a builder on this server?! I'm good builder!
Несколько из них стали моей командой, и с некоторыми я уже успел немного подружиться.
В общем, странная штука случилась со мной: я стал владельцем сервера Minecraft PE. Для тех, кто не понимает: PE это мобильная версия майнкрафта - для Android и iOS.
Как я дошёл до такой жизни? Ну, понятно, что про майнкрафт слышал давно и много, поскольку через стадию увлечения им (с той или иной степенью фанатизма) проходят сейчас чуть менее чем все дети младшего и среднего школьного возраста, а часто и старшего тоже. Причём, у меня сложилось впечатление, что версия PE популярнее "оригинального" компьютерного майнкрафта. Почему? Во-первых, мобильные устройства в целом более доступны школьникам, чем компьютеры: родителям просто не приходит в голову ограничивать доступ ребёнка к телефону так же, как к компьютеру, а между тем, на телефоне можно очень удобно играть "в майн" и в школе под партой, и ночью, тайком, под одеялом. ;) Во-вторых, для этой игры очень подходит сенсорный экран. В-третьих, майнкрафт PE последних версий мало чем уступает компьютерному оригиналу по богатству игрового мира.
Так вот, втянули меня в это дело некоторые ребята из Zello. Много там любителей майнкрафта, и каналов, ему посвящённых. Один из таких любителей клянчил деньги на "покупку" сервера. Мне стало любопытно, я сказал ему, что денег не дам, но могу попробовать организовать такой сервер сам, если он внятно объяснит чего и как. Внятно объяснить, как деньги превращаются в сервер он не смог. Но идея уже поселилась в моей голове. :) Пообщавшись ещё с несколькими майнкрафтерами и погуглив, я понял, что всё не так сложно. Простейший сервер создаётся на любом компьютере (Windows, Linux, MacOSX) за считанные минуты. Я сделал его на сервисе EC2 на Амазоне. Порекламировал в Zello, в группах в Вконтакте, прописал в каталогах серверов на нескольких сайтах. И игроки не заставили себя долго ждать. Но к моему удивлению, большинство из них оказались американцами... :)
Что такое Minecraft - ликбез для тех, кто не в теме.
Игровой мир бесконечен и состоит из блоков. Блоки бывают разных типов: различные горные породы, в том числе руды, различные виды почв, трава, дерево, листва, шерсть, вода, лава, блоки чистых металлов и драгоценных камней... Всё имеет свои свойства и внешний вид, есть очень необычные штуки. Имеются так же разнообразные предметы: предметы быта, мебель, инструменты, оружие, доспехи, еда... В принципе есть животные и более необычные и даже опасные существа, но в игре на сервере их почти нет.
Игрок может находиться в нескольких режимах, главные из которых: творческий (creative) и "выживание" (survival).
В режиме выживания вы должны добывать ресурсы (в основном под землёй, то есть "майнить") и создавать из одних блоков/предметов - другие ("крафтить"). Этакий "Таинственный остров" Жюля Верна: вы появляетесь на необитаемом острове, и всё должны создать и построить с нуля: дом, обстановку, еду, оружие и всякие интересные штуки.
В "креативе" вы почти бог! Вы бессмертны, у вас неограниченный запас любых блоков и предметов, вы можете ломать любые блоки с двух ударов, а так же летать. В этом режиме можно легко изменять рельеф, строить грандиозные сооружения и так же легко их ломать.
Мои впечатления об игре
Майнкрафт - игра действительно гениальная. Её мир разнообразен и самодостаточен, она даёт игроку полную свободу действий, не ограничивает сюжетом и временем. Там можно просто жить: построить дом, обзавестись хозяйством, долго всё это развивать и перестраивать, исследовать мир, устраивать себе приключения... Игра на сервере даёт возможность проживать всё это совместно с другими, и это взаимодействие, опять же, никак не детерминировано сюжетом. Дружите, ссорьтесь, воюйте, миритесь, помогайте друг другу, ходите в гости, поучайте новичков, придумывайте игры, соревнуйтесь, прикалывайтесь и так до бесконечности!
В режиме креатива меня восхищает простор для творчества. Ребята, у которых достаточно терпения и вкуса - воздвигают невероятной красоты сооружения. Трудятся как пчёлки, очень увлечённо...
Недостатком игры - на мой вкус - является её нарочито упрощённая графика с огромными квадратными "пикселями" и составленными из них примитивными текстурами. Я понимаю, что это отчасти "намёк" на Лего, что это своего рода "фирменный стиль" и сделано так специально... но моё внутреннее эстетическое чувство протестует! :) Нынешнее же поколение, воспитанное на малобюджетных анимационных сериалах с примитивной "картинкой", похоже, никакого дискомфорта не испытывает.
В многопользовательской серверной игре есть проблема отсутствия какой-либо штатной защиты от "гриферов" - вандалов, которые предпочитают ломать, а не строить. К этому я ещё вернусь...
Опы и билдеры и прочая цветовая дифференциация штанов ;)
Само собой, в игре на сервере должны быть администраторы, которые тут называются часто "опами", потому что этот статус даётся командой /op. Права у опа безграничны и неадевкатный "оп" может наделать много бед. Кроме опов у нас ещё бывают "билдеры" (строители). Это игроки в режиме креатива, но не "опы". Они могут строить и ремонтировать всякие красивости для сервера, а так же строить дома другим игрокам (обычно взимая за это плату). Недобросовестный креативщик так же опасен, он может разрушить любое сооружение за считанные секунды.
И тут для владельца сервера есть засада... С одной стороны, без админов никак нельзя, они должны быть на сервере по-возможности круглосуточно и лучше не по одному. С другой стороны, надо понимать, что играют на сервере дети и подростки, админов приходится набирать из них же, а уровень ответственности у большинства - соответствующий возрасту. У них на первом месте игра, и они больше увлечены организацией своего "клана" и постройкой "базы", чем поддержанием порядка. Некоторые же - как и в жизни - предпочитают ломать, а не строить. С третьей стороны - в админы рвутся почти все, просто потому что это круто и даёт мощный "power". И как выбрать самых адекватных, если я про них ничего не знаю кроме ника и ip адреса? С "нашими" бывает проще, они все зарегистрированы в "Вконтакте", можно посмотреть профиль и что-то понять. А вот американские подростки соцсетями, как правило, не пользуются, да и вообще, в интернет-контактах более закрыты. Зато, они в среднем более дружелюбны и законопослушны.
Я установил такое правило: желающий быть админом или билдером должен написать мне на email, рассказать немного о себе и о том, почему ему/ей так хочется быть "особенным". Для некоторых уже требование емэйла - серьезнее препятствие, так как они никогда не пользовались почтой. А потом нужно ещё собрать голоса действующих админов: 3 голоса чтобы быть "билдером" или 5 голосов для "опа". Для действующих опов я сделал почтовую рассылку, чтобы письма шли от каждого - всем.
Вообще, тяжело, очень тяжело найти нормального админа. Это, как сказал поэт, "та же добыча радия...". Какой возраст не взять - есть свои слабости. Подростки любят хулиганить по-мелочи: стрелять в пользователей из лука, взрывать "TNT", просто делать всякую ерунду "чиста поугарать". Матерятся иногда... Младшие ведут себя поскромнее, но любят задаривать всех подарками для поднятия авторитета (об этом ниже), а так же плохо знают матчасть: команды сервера, плагины, вообще интернет... Девочки в среднем адекватнее мальчиков, но склонны к конкуренции, а если на кого-то в обиде - могут пакостить.
Да, ну и про "цветные штаны"... Быть опом - это, оказывается, ещё не полное счастье! Необходимо, чтобы все видели, насколько ты крут. J С помощью плагина пользователям можно устанавливать звания (ranks), они показываются перед именем игрока в чате. Американцы удивили меня крайне серьёзным отношением к этим "рангам". Первый же мой админ скромно испросил разрешения поставить себе ранг "Co-owner" (совладелец), ну как бы мой заместитель, а я, соответственно "Owner". Дальше, как говорится - больше. К настоящему моменту у нас "совладельцев" нет, у нас 5 owner-ов (включая меня), один "Head-Admin", несколько "Админов" и несколько "Билдеров", причём, они тоже опы, но почему-то поднять ранг им не разрешают ревнивые "оунеры". Чем "оунеры" заслужили такой статус больше других - я не знаю. Но вроде, всех устраивает, и я не вмешиваюсь. Хотя, игроков такое обилие "владельцев" иногда сбивает с толку, тем более, что сам я в игре свечусь редко.
Я знаю, что на многих серверах админом можно стать за деньги. Но мне это не очень понятно, мне кажется, это будет такой бардак...