ОТОВСЮДУ ОБО ВСЁМ
Вход и регистрация / Login or register

Сайт для детей и взрослых Мои Друзья

Крейсев Аврора

Лучший месяц моей жизни случился со мной в июне 1979 года. Или это был 78-й... Ну, не так важно. В тот год я на целый месяц приехал в Ленинград в гости к своему брату Борису, который учился в Ленинградском Горном институте (ЛГИ). Мне было чуть меньше 12 лет (или даже меньше 11, если это 1978-й), и я поехал туда один. Родители посадили меня в самолёт, а уже через 4 часа брат встретил меня в ленинградском аэропорту Пулково. И начался это безумный и счастливый месяц, когда я облазил в Питере практически всё, чему знал названия. У Бориса была сессия и куча хвостов. Иногда я ходил с ним в институт или по магазинам, пару раз и в город, но чаще занимал себя самостоятельно. С утра я выходил из общежития, вооружённый картой города и небольшой суммой денег. Я ездил по музеям, просто гулял по улицам, ходил в кино, перекусывал в какой-нибудь столовой или просто парой булочек и снова гулял. Я побывал в Зоологическом музее, в Кунсткамере, на Авроре, в Петропавловской крепости, в Эрмитаже, в Исаакиевском и Казанском соборах и где-то ещё... К вечеру голодный и довольный возвращался в общагу. Отложился в памяти эпизод. Я очень проголодался, а в кармане осталось 4 копейки. Я зашёл в какой-то магазинчик и заплетающимся от голода языком попросил у продавщицы «что-нибудь поесть на 4 копейки». Сейчас звучит смешно, а тогда этого хватило на маленькую булочку и пару конфет.

В общаге по адресу ул. Наличная, 46, было здОрово! Естественно, меня там все любили, я ходил по гостям, общался, получал сувениры и угощения. Помню, как один негр купил мне в ближнем супермаркете (точнее, универсаме!) большую упаковку мороженого. Помню парня из Эстонии, который объяснял мне, что лучшие спички – эстонские (они были в картонных коробочках, да ещё часто с красными головками, тогда как обычные были коричневые и в коробочках из деревянных пластинок). 2-3 ночи я спал в чужих комнатах (как у девушек, так и у парней), поскольку Борис травил тараканов.

Особенно классно было в общежитии вечерами: скромные но весёлые застолья, гитара, магнитофон, цветомузыка (была у брата, самодельная, сделанная его новосибирским другом)...

Вот так классно провёл я тот месяц! Возвращался уже на поезде, что было гораздо менее комфортно. Немного приболел в дороге. Зато, в дороге я пил «Пепси-колу», а в сумке у меня лежал конструктор «Оптика», из которого можно было собирать микроскоп, подхорную трубу, бинокль и другие интересные штуки.

Карта со схемой маршрутов трамваев и троллейбусов

А что же с авторской песней? А вот что. Первую ночь после моего прибытия я провёл с братом и двумя девушками на общежитской кухне. Борису нужно было срочно, до утра, переписать магнитофонную катушку с записью бардовского концерта. И девушкам тоже, вроде бы, нужны были копии. Из-за моего приезда они не успели сделать это вечером, так что оставалась ночь. Мне предлагали пойти спать, но я, конечно, отказался и сидел, слушал песни, глядя на белую ночь за окном и иногда подрёмывая на столе. Песни были обалденные! С жанром я уже был немного знаком. До этого я уже слушал песни Высоцкого на пластинках, и был от них в восторге. А Борис и сам пел под гитару довольно неплохо. Но всё же это был первый настоящий магнитофонный бардовский концерт, который я послушал. Выступали Алексей Брунов (исполнитель, то есть он пел не свои песни) и Александр Быстрицкий (автор). Оба представляли клуб авторской песни «Меридиан», а концерт проходил в клубе «Гулливер», который, как я понял, существовал при ЛГИ. В качестве бонуса на ленте были по несколько песен Михаила Трегера, Сергея Никитина, Юрия Визбора, Андрея Суханова. Сейчас я понимаю, как мне повезло: это была очень хорошая подборка. А что касается Быстрицкого – то он вообще очень необычен. Он пел песни-басни: смешные (но со смыслом) истории про животных, которые я быстро запомнил практически наизусть (позже я часто слушал эту запись).

С тех пор я люблю авторскую песню. Очень жаль, что этот жанр практически ушёл в прошлое. А ту катушку Борис через несколько лет привёз и оставил в Новосибирске, а сейчас она лежит у меня в Екатеринбурге (если не потерялась... давно я не перебирал свои залежи). Но теперь у меня, увы, нет рабочего катушечного магнитофона. К счастью, в 90-х годах я успел переписать часть той записи на кассету, и вот недавно собрался и оцифровал её. Но там было не всё. В интернете нашлась та самая запись Быстрицкого в полном виде, и его выступление я полностью выложил здесь на сайте в разделе музыки. Выступления Брунова я в интернете не нашёл, так что выложил то, что сохранилось у меня на кассете. Остаётся надежда найти катушечник и оцифровать всё же полный вариант.

Ссылка на запись выступления Александра Быстрицкого: http://lotsman.ru/share/music/B/11-aleksandr-bystriczkij/18-konczert-v-klube-gulliver-lgi

А вот тут несколько песен в сполнении Алексея Брунова: http://lotsman.ru/share/music/B/12-aleksej-brunov/19-konczert-v-klube-gulliver-lgi

Бонусные песни других авторов вылужу чуть позже.

Вторая часть статьи. Начало здесь.

Николь Гринвич никогда не ходила в школу. Но девочке, привыкшей к каждодневной борьбе за выживание и умеющей пользоваться для этого своим разумом, проблемы и трудности её сверстников кажутся несколько преувеличенными. Она хладнокровно анализирует любую проблему или ситуацию, ставит себе цели и достигает их. Правда, дело не только в талантах самой Никки: помощь компьютера Робби очень усиливает её интеллектуальные и физические возможности. Сказать по правде — она немножко «сверхчеловек». А ведь это для героя подростковой книги — очень нужное качество! :-)

На протяжении трёх книг Николь Гринвич познаёт мир, а позже и старается его изменить. На этом пути она приобретает друзей и врагов, любит и страдает, несколько раз чудом (и талантами Робби) избегает гибели и в конце концов поднимается до вершин политико-экономической иерархии. Она меняет мир, не сумев изменить и сделать счастливой... — ни за что не догадаетесь, кого! ;) — только себя. Читатель вместе с ней проходит путь познания природы и общества, понимания возможных путей развития человечества. В первой книге юная Никки учится в престижном лунном колледже, слушает лекции, спорит с преподавателями, занимается собственными исследованиями... Эти моменты даны очень подробно — так, чтобы читателю стала понятна суть обсуждаемых теорий, научных проблем. На первой же лекции пожилой учёный объясняет первокурсникам (а с ними и читателю), что не все люди достойны звания «человека разумного» и что границы между науками — фикция. На самом деле знание о мире непрерывно, и разделение его на физику, химию, социологию, биологию, историю и т. д. — лишь вынужденное следствие ограниченности наших интеллектуальных возможностей. Поскольку автор книги — астрофизик, то больше всего внимания он уделят космосу. Много говорится о планетах и спутниках: о физическо-химических и геологических процессах на них, об их происхождении, о гравитационных эффектах в системах планет-гигантов с их спутниками и кольцами. Некоторые теории, выдвигаемые автором от имени Никки не являются бесспорными, но отражают реальные научные взгляды астронома Николая Горькавого. Затрагивается «Эффект Пионера», Большой взрыв и дальнейшая история вселенной, реликтовое гравитационное излучение...

Наверное, не каждому подростку (да и взрослому) всё это покажется понятным и интересным. Но кажется, автор сделал всё возможное и даже больше того. Вероятно, в качестве «приманки» для «поколения Гарри Поттера» (а скорее ещё и в качестве лёгкой пародии) в колледж Эйнштейна привнесены некоторые традиции Хогвардса. Кому-то это представляется натяжкой, но мне кажется что получилось неплохо. Автор объясняет это тем, что основатели колледжа были поклонниками творчества Роулинг. Отсюда 4 факультета, ритуал «Старой шляпы», живущие своей жизнью интерьеры, роботы-помощники в виде сов и других животных у студентов... Есть и аналог квиддича: «летательная» командная игра, только летают там не на мётлах, а на крыльях: ведь колледж находится на Луне, под прозрачным куполом, а сила тяжести на Луне в 6 раз слабее земной.

Во второй части трилогии Никки уже оставляет колледж и занимается более «серьёзными» делами. Приключения продолжаются, но теперь от бывшей «астровитянки» и её друзей зависит судьба всего человечества. Оно (человечество) стоит на распутье, в «точке бифуркации». В какую сторону будет сделан следующий шаг? Какие технологии и какие люди повлияют на этот выбор? Как помочь землянам выбрать правильный путь? По ходу сюжета автор подбрасывает читателю довольно много идей по возможным путям развития общества и роли науки в этом процессе. Герои спорят о допустимости генетических модификаций человека, обсуждают возможные последствия открытия бессмертия и некоторые другие этические проблемы, связанные с научными исследованиями. Интересно так же как Никки решает проблему патентного и авторского права… :-)

Третья часть представляет собой мозаику из фрагментов жизни взрослой уже Николь, её друзей, близких, а так же совершенно посторонних людей, жизнь которых меняется, балагодаря выросшей девочке с астероида. Человечество прошло перепутье, начались большие перемены, а с ними родились и большие надежды. Однако, конец книги печален. «Они жили недолго, хоть и счастливо и умерли в один день»... Впрочем, автор милосердно обрывает текст за час до предполагаемого исхода, а значит, у читателя остаётся возможность придумать себе другой финал. А вот в научных мечтах (с моей точки зрения) героям (и автору) начинает несколько изменять чувство меры: планы, которые они строят, простираются уже далеко за пределы нашего мира как в пространстве так и во времени. Ну, в конце концов, почему бы и не помечтать! ;-) Ведь человечество выбрало правильный путь, и впереди у них ещё миллиарды лет!

Я постарался избежать раскрытия сюжета и почти ничего не сказал о событиях, которые происходят в трилогии. Читайте! Эта книга стоит того! Я не мог отрваться от неё иногда целыми ночами, а это со мной случается нечасто. А главное, хотелось бы, чтобы эту книгу читали дети, подростки, молодые люди. Уверен, что многие, благодаря ей, смогут хоть немного почувствовать, насколько красив и удивителен наш мир и насколько интересно его познавать. Пусть не все станут учёными, но если наши дети хотя бы поймут, что физика, математика, химия, биология, история — это не школьные предметы, а... скажем так, детали большого и красивого корабля, коорый готов нести человечество в достойное будущее, если оно само того захочет и не станет пилить эти детали на дрова или, того хуже, строить из них пушки и танки... — если они это поймут — это будет уже здОрово!

(Это не всё, дальше читайте приложения.)

Прочитал эту книгу и захотелось поделиться своими впечатлениями. Надеюсь, кого-то заинтересую. :) Тут первая часть статьи. Продолжение следует. ;)

В мультфильме «Ивашка из дворца пионеров» главный герой с лёгкостью расправляется со своими проблемами (в лице сказочных злодеев) при помощи технической смекалки и некоторых подручных средств. Никки Гринвич из трилогии «Астровитянка» так же использует в качестве оружия прежде всего свой мозг, и владеет этим оружием в совершенстве!

Забавно, что эту аналогию можно было бы продолжить. Среди врагов Никки есть и огнедышащий дракон (в мультике был Змей Горыныч) и «железный человек» (вполне сойдёт за Кащея), и даже некий самоуверенный господин с лучевым оружием (помните кота, что стрелял лучиками из глаз?). Да и на роль Бабы Яги кандидатура имеется. Но живёт Никки не в сказочном лесу...

Автор трилогии — учёный-астрофизик, доктор физико-математических наук. А его книга — образец почти вымершего в наше время жанра научной (по-настоящему научной!) фантастики. Ник Горькавый очень серьёзно подходит к научно-познавательной составляющей и позиционирует своё произведение как «познавательную книжку для подростков». «Родители, заинтересованные в интеллектуальном развитии своих детей, помните — в жестокой войне за умы подростков каждый снаряд на счету. И я на вашей стороне.» — пишет он в своём блоге. Книга, действительно, очень увлекательна: она полна приключений, есть там и интересные детективные линии. А ещё это книга про верную дружбу, благородство, про первую (и не только) любовь. Но всё это, в общем-то, не редкость — хороших книг много. Необычно в «Астровитянке» то, что вся эта увлекательность служит «приправой» не для банальной морали вроде того что «быть хорошим хорошо, а добро всегда побеждает зло», а для продвижения авторских идей о разуме и научных знаниях как высших ценностях человечества. Устами своих героев учёный-писатель в доступной форме даёт в книге массу научной информации, рассказывает о реальных проблемах и загадках, стоящих перед наукой, об истории научных открытий. Он романтизирует науку и научное образование, опровергает стереотипы о нудных заучках-ботаниках и учёных-чудаках, возводит человека, умеющего смело мыслить и глубоко познавать в ранг потенциального супергероя, способного изменить мир, так что всяческие бэтмены и прочие рэмбо «нервно курят в сторонке»... Согласитесь, такие приоритеты — немалая редкость в литературе. И в этом качестве книга почти уникальна.

...Солнечная система, XXIII век. Наука и технология достигли высот, вполне достойных светлого будущего. Люди освоили ближний космос. На Луне стоят города, большая колония существует на Марсе, поменьше — на некоторых спутниках планет-гигантов и даже на отдельных астероидах. Лунный гелий-3 решил энергетические проблемы. Медицина и биология довели среднюю продолжительность жизни до ста и более лет. Реальностью стал искусственный интеллект, умные роботы освободили человека от рутины и физического труда. На Земле не осталось межнациональной вражды, человечество обрело единство, мировые законы принимаются в ООН. Неужели наступил (с опозданием на один век) солнечный полдень человечества, обещанный Стругацкими? Увы, это не совсем так...

Вместо циничных диктаторов и лицемерных президентов миром теперь правят новые короли. То, что это слово без кавычек — не ошибка. Это почти официальное наименование. Королём в 23-м веке становится любой, чьё личное состояние превысит 100 миллиардов долларов. С этого момента он вступает в «Королевский клуб», к нему начинают обращаться «Ваше величество», а дети его становятся принцами и принцессами. Титул переходит по наследству вместе с состоянием, поэтому каждый король является главой династии, этакого семейного мини-государства, владеющего заводами, газетами, пароходами (точнее, космическими кораблями) и в меру своего богатства и амбиций влияющего на ход мировых событий.

К середине 23 века в мире сложилась двухполярная политическая конфигурация: почти все крупные династии объединены в два противостоящих союза — южный и северный. В борьбе за деньги и доминирование обе стороны не очень разборчивы в средствах. Однако особый цинизм и жестокость проявляют «южные». И всякое может случиться с тем, кто вольно или невольно встанет на их пути...

Учёные Сьюзан и Айван Гринвич, возвращаются на Землю после нескольких лет работы на Марсе и трагически погибают при столкновении их космического корабля с астероидом. Это был необычный астероид с двумя спутниками. Авария случилась в момент тесного сближения на малой скорости: супруги хотели получить данные об интересном объекте с пролётной траектории, но из-за неожиданного отказа электроники корабль не успел завершить разворот и врезался в скалистую поверхность. Удар пришёлся на рубку, основная часть корабля осталась почти целой. Никки, маленькая дочь Гринвичей, родившаяся на Марсе и летевшая вместе с родителями на Землю — выжила, но на 10 лет оказалась в заточении на парализованном корабле. Её нянькой, воспитателем, врачом, другом и учителем стал Робби, интеллектуальный компьютер, доставка которого на Землю и была главной миссией Гринвичей. Робби вынужден подключиться к нервной системе девочки для компенсации последствий тяжёлой травмы позвоночника, случившейся при ударе. Он останется с героиней на всю жизнь. Его стараниями Никки не только не погибла и не одичала за время жизни на астероиде, но и сумела обустроить себе вполне комфортную среду. Когда «астровитянку» нашли, она сумела удивить своих спасителей шикарным обедом из свежей жареной форели и разнообразных салатов:

— Я знаю... я читала... вы с дороги и устали, вам нужно обязательно поесть и отдохнуть... Эх, так и не поняла, что значит «баньку истопить»...

(Продолжение здесь)

Лёля - хорошая девочка. Она переезжала в новый дом. Она так обрадовалась! А там было зеркало. Она спрашивает маму:

- Почему я здесь и там?

Мама отвечает:

- Это зеркало, оно помогает нам смотреть и узнавать, красивы мы или нет. Но оно очень хрупкое.

- Хрупкое - значит ломается?

- Нет, - ответила мама, - это значит, разобьётся.

Однажды мама пошла на работу и сказала:

- Не разбей зеркало!

- Ладно, мама, - сказала Лёля.

Только мама ушла на работу, Лёля стала играть в мяч. И вдруг Лёля пнула мяч,  и он полетел прямо в зеркало! И разбила Лёля зеркало! Позвонила Лёля маме и сказала: "Разбила я зеркало, да и пальчик поранила."

Прибежала мама домой и смотрит: никаких стёклышек. И Лёлю спрашивает:

- А  куда всё делось?

- Это призрак пришёл и всё за меня сделал.

Я сам там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Сегодня (21 октября) Петербургский троллейбус отмечает 75-летие! В честь этого сегодня был парад ретро-троллейбусов, которые обычно хранятся в музее городского электротранспорта.

А 21 октября 1936 года на улицы Ленинграда вышел первый троллейбус. Первый маршрут проходил от площади Александра Невского (тогда называлась Красной) до площади Труда. В Ленинграде было построено много троллейбусных линий, но позже некоторая часть была демонтирована. 

Сегодня (29 сентября) Петербургскому трамваю исполнилось 104 года. Именно 29 сентября 1907 года первый трамвай вышел из стен Леоновского трампарка (в Питере парки, а не депо). Короче, я покатался по городу... и всё же увидел один музейный трамвай - ЛМ-49 (Ленинградский Моторный). Такие трамвай производились в Ленинграде в послевоенный период, вплоть до 1957-1958 годов, когда выпустили новую модель.

Когда-то Ленинград был трамвайной столицей всего мира, а теперь... пути в центре убрали, трамвайная система сильно сократилась. =(

Если что, то я загрузил новые фотографии в альбом Санкт-Петербург.

Первый пельмень был супермен,

Упал он в дыру, и стал в плену,

И выбрался он, но навстречу ему

Мчался поезд со звуком ту-ту.

Второй пельмень еле бежал

И человек его растоптал.

 

Припев.

Пельмешки бегают назад и вот вперёд,

И Кузя схавает их всех и им конец.

Пельмешки бегают вперёд и вот назад,

Их всех убьют и им хана им всем капец.

 

Третий пельмень был молодец,

Попал на него майонез.

Пошёл за ним ножик,

И вот у него уже нет ножек.

Четвёртый пельмень недавно родился,

И кузя им подавился.

 

Припев.

 

Пятый пельмень был крутой,

Но не очень удалой.

Кузе захотелось мяса,

И он разорвал его нафиг.

Шестой пельмень еле сбежал,

И кузя его не сожрал!

 

Авторы: Слава Бисеров и Сергей Коновалов

Яндекс.Метрика