В 2021 году ДОО "Лоцман" продолжала работу, и с февраля начала реализацию проекта "Доступная робототехника и программирование" при поддержке Фонда президентских грантов.
Финансовая часть.
Поступления денежных средств в 2021 году составили 1748313,16 р, в том числе:
Президентский грант (транши за два этапа из трёх): 1441175,5 р.;
Членские взносы: 226147,69 р.;
Деятельность, приносящая доход: 80989,97 р., в том числе поступление от краудфандинга на "бумстартер" (11580 р.), оплата по договору за организацию онлайн мероприятий по проекту Meet and Code (67200 р.) и проценты от банков.
Пожертвований в 2021 году не поступало.
Расходы составили 1343925,04 р., в том числе:
1 062 206,15 расходы из средств гранта;
281718,89 расходы из собственных средств.
Распределение по направлениям расходов:
Арендная плата и содержание помещения: 276138,75 р.;
Оплата труда: 332000 р.;
Покупка различного оборудования: 510975 р. (ноутбуки, наушники, роутер, робототехнические наборы, демонстрационное оборудование для занятий, доски маркерные, паяльное оборудование, клавиатуры и мыши, мониторы, отдельные компьютерные комплектующие, а также ПО);
Оплата услуг (бухгалтер, реклама, услуги банка: 82667,52 р.;
Оплата налогов на доход: 4797 р.:
Пожарная сигнализация и другие расходы по обеспечению пожарной безопасности: 33000 р.;
Государственная пошлина за получение образовательной лицензии: 7500 р.;
Хозяйственные расходы: 93266,77 р. (включая установку стеклянной двери, стулья, обогреватели и др.);
Расходы на поездки для проведения мастер-классов: 3579,50 р..
Содержательная часть.
В течение года проводились занятия для детей по следующим направлениям:
- Электроника, программирование и робототехника на платформе Arduino. Это традиционное для нашей организации направление, включает в себя изучение основ электроники, программирования на языке C++, а также элементы 3d моделирования и проектной деятельности.
- Информатика и компьютерная грамотность. Не секрет, что дети в наше время всё реже пользуются компьютерами, их вытеснили мобильные устройства. Поэтому освоение компьютерной грамотности вновь приобрело актуальность. На занятиях дети учатся эффективно использовать компьютер, работать с клавиатурными командами, с текстом, с браузерами и так далее. Изучается и устройство компьютеров, основные понятия информатики.
- Робототехника на платформе Lego Education (EV3). Это новое для нас направление стало возможным именно благодаря поддержке Фонда президентских грантов. На средства гранта мы приобрели несколько наборов Lego EV3 и это позволило привлечь к участию в проекте более младших ребят, для которых программирование на C++ пока слишком сложно. Впрочем, эти занятия интересны и для старших.
- Веб-программирование. Это направление включает в себя изучение html, css и основ JavaScript.
- С сентября добавились занятия по программированию на Python, по программированию игр на Unity и Roblox, а также по видеомонтажу.
Работа в формате общественной организации позволяет организовать режим занятий более свободно, чем это принято в образовательных учреждениях или коммерческих клубах. Дети никак не ограничиваются в выборе направлений и количестве занятий в неделю. Поощряется, если ребёнок развивается по всем предлагаемым направлениям. В результате большинство детей посещали в среднем 3 полуторачасовых занятия в неделю.
В процессе работы удалось пробудить в детях интерес, ощущение ценности знаний. При этом группы формировались разновозрастные, и более старшие и опытные ребята часто помогали младшим и новичкам. Одна девочка 12 лет, изучив основы робототехники на Лего, по своей инициативе с небольшой помощью руководителя создала онлайн курс для новичков по этому направлению на платформе Moodle и активно помогала в проведении занятий. C ноября один из детей, который давно занимается в организации, по собственной инициативе на волонтёрских началах организовал для желающих занятия по созданию игр на Roblox Studio. Другой юный член организации провёл несколько занятий по 3D моделированию в программе Blender.
Кроме занятий проводились и досуговые мероприятия. По субботам или воскресеньям почти каждую неделю ребята собирались, чтобы поиграть в настольные игры или вместе посмотреть кино. А в марте мы вместе отмечали день рождения нашей организации, которой в этом году исполнилось 20 лет.
В июле была реализована очень насыщенная программа "лагерного" типа, в которой приняли участие 26 детей в качестве постоянных участников и ещё несколько участвовали в отдельных мероприятиях. Работа проходила по 6 часов в день с перерывом на обед. В программу лагеря входили как занятия в помещении, так и экскурсии и прочие мероприятия за пределами клуба. Из-за небольшой площади помещения мы не могли собирать там всех участников одновременно, поэтому в той части программы, которая проходила в помещении, дети собирались поочерёдно. Все участники по своему желанию распределились по тематическим группам, которые назывались "гильдии". Каждый выбрал по 2-3 "гильдии". В гильдии инженеров ребята паяли электронные схемы (радиоприёмник, электронная игра, металлоискатель и другие) из готовых наборов деталей. Далее они создавали в 3d редакторе модель корпуса для собранного устройства и этот корпус печатался на 3d принтере. За время лагеря каждый успел сделать по 2-3 проекта. В гильдии программистов занимались программированием простых игр на языке Python. Гильдия журналистов занималась освещением жизни лагеря: делали публикации в группе в ВК, на сайтах, фотографировали и снимали видео, брали интервью у участников лагеря. В гильдии музыкантов и видеомонтажёров занимались созданием музыки на компьютере и видеомонтажом. В гильдии переводчиков смотрели и переводили фильмы на английском языке, отгадывали загадки, разыгрывали юмористические сценки. В гильдии учёных занимались различными опытами и наблюдениями: наблюдали солнечные пятна через телескоп, смотрели на различные биологические препараты через микроскоп, наблюдали химические опыты, опыты с жидким азотом, делали фотоотпечатки методом цианотипи и т.д.. В качестве наставников гильдий привлекались специалисты в соответствующих областях. Особенностью летней программы стало то, что дети получили возможность получить новый опыт и новые знания по направлениям, которыми либо совсем не занимались в учебном году (например, видеомонтаж, английский язык, пайка), либо занимались в другой форме (например, программированием на другом языке). Фактически единственным направлением, которое перешло в летнюю программу из учебного года, было 3d моделирование, но в учебном году занятия по этому направления были лишь эпизодическими и включали только создание тренировочных моделей, у которых не было практического смысла, а летом ребята делали уже конкретные проекты. Кроме того, ребята посетили музей компьютеров и игр, музей советского быта, бассейн, лазертаг, информационный центр по атомной энергии. В один из дней мы предприняли небольшое велопутешествие вокруг озера Шарташ, а в предпоследний день побывали в гостях у скаутов из Братства православных следопытов, которые устроили для нас выходы на яхтах. В последний день смены ребята представляли свои проекты, делились впечатлениями. Каждый участник получил диплом.
В конце августа начались выездные мастер-классы, до сентября успели провести два - в Решётах и в Нижнем Тагиле. В сентябре были проведены ещё три мастер-класса: в сёлах Сосновское, Мариинск и Бруснятское. Мероприятия проводились при организационной поддержке "Братства православных следопытов". Всего в пяти мастер-классах приняли участие 70 детей. Особенно многочисленным оказалось мероприятие в Бруснятском, где оно проходило на территории местной школы. Там участвовали 34 ребёнка разного возраста. В проведении мастер-классов большую помощь оказали наши юные волонтёры, в Бруснятском одновременно работали двое таких помощников, что позволило разделить детей на две части и провести мастер-класс на должном уровне. Стандартная программа мастер-класса была рассчитана на 2,5-3 часа и включала сборку электрической схемы с кнопкой, резистором и светодиодом, написание и испытание простейшей программы для Ардуино, повторение этих действий в виртуальной среде на сайте Tinkercad, а также создание простой 3d модели в программе Fusion 360. Кроме того, 7 мастер-классов были проведены в Екатеринбурге.
В рамках грантового проекта проводились также онлайн занятия. Из-за высокого спроса было проведено намного больше онлайн занятий, чем планировалось изначально. Первая пробная серия была проведена в сентябре, но основная часть онлайн-занятий пришлась на декабрь и январь (особенно интенсивно в период зимних каникул). Изначально предполагалось, что в основном в этих занятиях будут участвовать дети, посетившие ранее мастер-классы и открытые занятия. Такие дети были, но в реальности оказалось, что гораздо больше детей пришли просто через сайт организации и рекламу в Яндексе. Дело в том, что как раз осенью организация получила рекламный грант от Яндекса и смогла публиковать объявления о проведении занятий в рекламной сети Яндекс-директ. Большинство детей были из Свердловской области, но часть и из других регионов. Планируется ещё одна полуторамесячная серия онлайн занятий в апреле-мае. Занятия проводились не по одному, как планировалось изначально, а по трём направлениям: Ардуино, информатика и 3D моделирование. Кто-то посещал все направления, а кто-то только 1 или 2. В декабре-январе проводилось по 4 занятия в неделю, а в период зимних каникул - почти каждый день по 2 занятия.
Общее количество членов организации на конец 2021 года составило 69, в том числе 59 детей.