Комплексная образовательно-развивающая среда при обучении детей в компьютерном кружке

photo2015-09-1712-30-12Извиняюсь за скучный "наукообразный" стиль. Дело в том, что эту статью я писал для аттестации. Но не только. Там написана правда - как я на самом деле думаю и делаю. Надеюсь, что и кому-то из читателей сайта будет интересно почитать о моей работе, а может, среди них найдутся люди, заинтересованные в сотрудничестве! (Ну, почему бы и не помечтать... :) )

***

В данной статье предпринята попытка осмысления и обобщения опыта работы автора за последние годы в направлении создания комплексной образовательно-развивающей среды для детей, обучающихся в компьютерном кружке, а так же отчасти (а более — в перспективе) для детей, вовлечённых в эту среду дистанционно, через интернет.

Комплекс включает в себя ряд элементов, часть из которых уже в достаточной степени отработана, часть же существует в экспериментальном режиме, а в некоторых случаях реализация отложена из-за недостатка ресурсов.

1. Мир меняется

Чем обусловлена актуальность данного направления... Прежде чем рассматривать практический опыт работы, важно понять текущие тенденции в области информационных технологий, их место в современном мире. В наше время человечество переживает очередной качественный скачок в развитии, сравнимый с промышленной революцией 18-19 веков или развитием электроники второй половины 20 века. Этот процесс можно определить как "информатизацию" общества, однако, не следует путать его с "традиционной" компьютеризацией, как она понималась ещё в 90-х и начале 2000-х годов. На том этапе очень важным казался сам факт всеобщего распространения компьютеров в учреждениях и в частном владении, появление компьютерных классов в школах. "Модно" было изучать Word и делать презентации. Нынешние процессы имеют качественные отличия и характеризуются следующими явлениями.

·   Миниатюризация компьютеров: современный пользователь не так часто пользуется стационарным компьютером, он, как правило, носит компьютер с собой в форме смартфона.

·   Многократный рост доступной пользователю вычислительной мощности: современный смартфон или планшет имеет производительность больше, чем средний компьютер 10-летней давности. Современные десктопы обычно превосходят серверы тех времён.

·   Бурное развитие облачных сервисов, то есть услуг хранения и обработки пользовательской информации на серверах в интернете (без привязки к конкретному пользовательскому устройству). Документы, фотографии, видео можно держать "в облаке" и там же при необходимости редактировать и делиться с другими пользователями, в том числе для совместной работы. Технология развивается в направлении переноса в "облако" всей личной или корпоративной рабочей среды.

·   Превращение интернета из инструмента коммуникации, поиска информации в универсальную рабочую среду. В интернет в значительной степени, а иногда и практически целиком переходят многие общественно-значимые явления и системы: финансовая сфера, средства массовой информации, торговля товарами и услугами, связь, развлекательная индустрия, система государственных услуг, технологическое обеспечение транспортной и туристической сферы...

·   Следствием из всего вышеперечисленного стали значительные изменения в наборе задач, которые пользователь обычно решает с помощью компьютера и, соответственно, сильно изменился "средний" базовый набор программного обеспечения повседневного использования.

·   Информационная глобализация, диверсификация источников информации. Активный пользователь интернета не привязан более к традиционным и тем более официальным СМИ. Для него нет границ, сведён к минимуму языковой барьер. По любому значимому событию можно получить информацию "из первых рук" — от очевидцев, причём часто в реальном времени. Множество веб-камер позволяют "вживую" наблюдать жизнь городов, а трансляции и видеозаписи, сделанные простыми пользователями, позволяют нам становиться свидетелями событий, которые "традиционные" СМИ по каким-то причинам освещают недостаточно полно и объективно. Оригинальные научные публикации, часть фондов библиотек и архивов, банки изображений — всё это так же общедоступно.

·   Всё "тайное" становится явным. Огромная масса информации, которая ранее считалась доступной лишь узким специалистам и специальным службам, стала доступной всем. К примеру, любой пользователь может в деталях рассматривать любую точку земной поверхности или виртуально пройтись по улицам любых городов через картографические сервисы. Через специальные сайты можно в реальном времени на карте отслеживать движение гражданских самолётов по всему миру. Спутниковое геопозиционирование сделало общедоступной точную навигацию и привязку любой информации к карте.

 

2. Пользователь или потребитель услуг?

Новые тренды в развитии технологий выдвигают новые требования к пользователю информационных систем. И здесь имеются две разнонаправленных тенденции.

Первая заключается в том, что создатели программного обеспечения и онлайн-сервисов идут по пути упрощения и даже примитивизации интерфейсов, уменьшают количество настроек, "прячут" от пользователя реальные информационные объекты, их свойства и взаимосвязи между ними. Так из употребления активно выводится понятие "файл" (и ряд связанных с ним), а адреса в интернете делаются для пользователя незаметными, так как взамен ввода адреса предлагается пользоваться поисковыми сервисами. Маркетологи активно продвигают решения типа "Нажми одну кнопку и программа всё сделает сама". Зачем им это нужно — понятно: так они пытаются привлечь к своей продукции новые, более массовые группы пользователей.

Проблема в том, что эта "простота" часто обманчива и приводит на деле к тому, что возможности пользователя резко уменьшаются, и при этом он всё меньше осознаёт, ЧТО и КАК он делает, так как всё решается без его участия. (Собственно, та же тенденция наблюдается и в сфере материальных товаров: маркетологи и производители всё больше стараются решить за потребителя, что ему нужно, и сформировать его потребности, исходя из своих интересов.) Пользователь, "воспитанный" в такой культуре, беспомощен перед малейшими техническими сбоями (он не может даже сформулировать проблему, чтобы обратиться за помощью). И что ещё хуже — такое неосознанное пользование информационными системами резко снижает информационную безопасность, может сделать человека беззащитным перед вирусами, мошенниками, дезинформацией.

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать вторую тенденцию: рост требований к грамотному пользователю, который желает повысить эффективность и безопасность работы, сам решать и понимать что и как он делает. Технологии развиваются и множатся, за этими процессами нужно успевать. Другими словами, барьер между "массовым", "плывущим по течению" потребителем информационных продуктов и сознательным, грамотным пользователем за последние годы вырос, и если пользователь хочет "перейти" из одной категории в другую — ему нужно предпринять некоторые усилия, чтобы этот барьер преодолеть.

 

3. Чему учить?

Теперь, возвращаясь к теме компьютерного образования, зададимся вопросом, что же нужно для того, чтобы подросток, который уже, как правило, вполне себе "плывёт по течению", мог пройти этот барьер, научился работать с компьютером и интернетом эффективно и безопасно и в перспективе стал не просто потребителем информационных продуктов, а независимым субъектом всемирного информационного пространства?

Для этого вернёмся к особенностям процессов информатизации общества, перечисленным в первой части статьи. Прежде всего, мы видим, что подробное изучение "традиционных" программ уже не является актуальным и эффективным. Ситуация на рынке ПО меняется достаточно быстро: часто выходят новые версии, появляются новые продукты, на смену локальным программам приходят онлайн-сервисы. Гнаться за этим бессмысленно, тем более, что актуальное коммерческое программное обеспечение стоит больших денег и в детском учреждении недоступно. Лучше сосредоточиться на универсальных приёмах работы, применимых ко многим приложениям, и на понятийном аппарате, помогающем понять и освоить по мере необходимости любой новый программный продукт. В рамках этого подхода мы изучаем многочисленные клавиатурные комбинации для эффективной работы с текстом, общие принципы работы с графическими и консольными интерфейсами, разновидности текстовых, графических, звуковых и других форматов и возможные действия с ними, принципы сжатия информации, работу с файловыми системами и так далее. Безусловно, по каждой теме отрабатываются практические навыки на примере конкретных программ, но на самих программах внимание не акцентируется. Более того, работа идёт даже без привязки к операционной системе: одни и те же задачи дети учатся решать и в Windows и в Linux, а иногда и в Android.

Другое важное требование времени — безусловный приоритет сетевых технологий, перенос части рабочего пространства в интернет. Дети не просто должны пользоваться интернетом, они должны понимать принципы его работы, его сильные и слабые стороны, тенденции развития. В минимальный набор знаний входят понятия о клиент-серверных технологиях, IP и доменных адресах, портах, облачных службах, связи локальных сетей с интернетом и другое. Отдельное внимание должно уделяться безопасности пользователя, возможным "подводным камням".

 

4. Наши ученики

Наш клуб находится в промышленном районе Екатеринбурга, и занимаются в нашем объединении обычные ребята средних способностей, обучающиеся в обычных районных школах. Составим для начала "портрет" типичного современного школьника 9-12 лет, который пришёл на занятия в наше объединение.

— Он уже достаточно активно пользуется компьютером (как вариант — планшетом и, конечно же, смартфоном), в том числе интернетом

— Он хочет учиться, но часто пребывает в убеждении, что уже очень многое знает и умеет. На самом деле познания его невелики и отрывочны.

— Он очень любит играть.

— Он зарегистрирован в "Вконтакте" и очень любит туда заходить, играть, общаться.

— Ему интересен интернет, часто он мечтает делать сайты, серверы и всем этим управлять.

— Он не знает, чем будет наполнять свои сайты, поскольку не умеет создавать контент, а умеет только копировать его откуда-то — причём, не читая и не редактируя, потому что он не умеет работать с информацией.

— Часто он медленно читает и не любит это делать, а так же не любит писать.

— Многие плохо знают латинские буквы, несмотря на то, что изучают иностранный язык.

— Часть детей приходят "за компанию" с друзьями и изначально не очень понимают зачем им это надо.

Уже из этого краткого портрета понятно, что вариант "компьютерных курсов" такому ребёнку не интересен. Увлечь его каким-то творческим проектом на первом этапе так же непросто, так как большинству не хватает умения работать с информацией и терпения.

Какие же формы работы с этими детьми будут адекватны поставленным задачам? Как мотивировать их? Вопросы непростые.

 

5. Как учить?

Далее мы подходим к упомянутой в начале статьи образовательно-развивающей среде, которая строится автором этой статьи на протяжении нескольких лет и представляется достаточно перспективной при условии дальнейшего развития и совершенствования. Рассмотрим отдельные элементы этой среды.

а) "Обычные" занятия в компьютерном классе. Проходят вполне традиционно, сочетают теорию и практику. Для занятий используются специально разработанные методические пособия, своего рода "учебники", а так же наглядные пособия.

б) Сайт "Мои друзья" (адрес lotsman.ru), на котором регистрируются все ученики и который служит для них как учебной площадкой, так и своего рода "интернет-песочницей". Уже в процессе регистрации на сайте (это происходит на одном из первых занятий) ребёнок создаёт себе почтовый ящик (обычно на Яндексе) и получает небольшой опыт пользования электронной почтой (у большинства детей такого опыта нет, несмотря на активное пользование интернетом). Технически сайт сделан на CMS Joomla и включает в себя несколько типичных для интернета компонентов: социальную сеть, блоги, статьи, фотогалерею, видеохостинг, форум. Таким образом, мы используем сайт в том числе как своего рода учебное пособие по веб-сервисам. Время от времени дети пишут для сайта статьи на интересные им темы, при этом попутно мы касаемся вопросов индексации сайтов поисковыми системами и приёмам "раскрутки" сайта.

Особую роль играет компонент онлайн-тестов и викторин (компонент называется AriQuiz), через который на сайте организовано онлайн-тестирование по изученным темам. На данный момент таких тестов 10, ещё несколько — в процессе разработки. В этом компоненте реализованы разные типы вопросов, в том числе с иллюстрациями. Такое тестирование является у нас основным контрольным мероприятием и детям очень нравится, несмотря на то, что тесты достаточно сложны, и пройти их с первого раза мало кому удаётся. Система позволяет в удобной форме отслеживать результативность обучения, все результаты остаются на сайте и видны как ученику так и администратору. В любой момент можно разобрать с учеником его ошибки, сделанные при неудачных попытках сдачи.

в) Сайт "Мир устроен так" (kids-club.ru), созданный в рамках одноимённого проекта. Создавался в значительной степени силами самих детей. Задуман как площадка для размещения познавательной информации (преимущественно естественнонаучной направленности): статей, картинок и видео. Сайт создан так же на Joomla. На нём, в числе прочего, присутствует компонент вопросов и ответов (по образцу аналогичных сервисов на yahoo, mail.ru, google), где дети могут как задавать вопросы, так и отвечать друг другу. На данный момент на сайте уже имеется много вопросов и ответов, а так же графических и видео материалов на разные темы. Есть так же форум, разделённый на темы. Сейчас активной работы над сайтом не ведётся в связи с заморозкой проекта "Мир устроен так". Однако, автор планирует вернуться к развитию этого сайта.

г) Личные веб-странички и сайты детей, а так же участие в управлении общими сайтами. Учиться создавать сайты детям предлагается с самого начала, поскольку это одна из самых интересных для них тем. Практика показала, что эта деятельность более эффективна не в форме групповых занятий, а в форме индивидуальной, частично самостоятельной, работы. Ученикам предлагается следующая "дорожная карта":

1) Изучение основ HTML на примере создания простой веб-странички в жанре визитной карточки. Это не требует предварительного изучения теории и проходит параллельно изучению основных тем в форме самостоятельной работы по напечатанной пошаговой "инструкции". Такой вариант оказался очень удобен тем, что даёт возможность легко занять тех детей, что усвоили текущий материал раньше других. На этом этапе кроме, собственно, основ HTML, отрабатываются навыки работы в простом текстовом редакторе, некоторые полезные клавиатурные команды, облегчающие работу.

2) Создание тематического мини-сайта из нескольких html-страниц. По форме это проектная деятельность. Ребёнок должен выбрать тему, составить проект внешнего вида страниц и план содержания сайта. Сама работа хоть и не сложна, но требует терпения и внимания. Выполняя это задание, ученик закрепляет и расширяет знание HTML, получает представление об элементах дизайна, о навигации по сайту.

3) Изучение очень важной для современных сайтов технологии CSS (стили) на примере своего мини-сайта. Возможности CSS очень обширны и от ученика не требуется глубоко их изучать. Достаточно понять для чего это нужно и как это работает. Понимание основ CSS понадобится для работы на следующем этапе.

4) Создание динамического сайта на Joomla. Это уже знакомство с реальными современными веб-технологиями. Joomla — это бесплатная и несложная в использовании система управления контентом (CMS — Content management system). Она позволяет собирать сайт из компонентов как "конструктор". Создание такого сайта позволяет ученику лучше понять принципы клиент-серверных технологий, на практике познакомиться с такими понятиями как база данных, протоколы FTP и SSH. Здесь ученику понадобятся все его знания HTML и CSS.

Первый этап успешно проходят очень многие, и при желании ученика мы размещаем такие странички в специальном разделе на сайте "Мир устроен так". В процессе закачивания странички на сервер, ребёнок уже на этом этапе получает представление о протоколе FTP и о том, как выглядит веб-сервер "изнутри".

За второй и третий этапы берутся те, кто находит интересную для себя тему и готов хоть что-то на эту тему написать или хотя бы собрать и обработать информацию. Для многих это очень непросто, поэтому до конца такие сайты доводят далеко не все. Готовые сайты мы так же обычно размещаем в специальном разделе на сайте "Мир устроен так" Впрочем, с технологией CSS при необходимости можно познакомиться и на примере одной веб-странички, сделанной на первом этапе. Хотя, это уже не так интересно.

Четвёртый этап, если иметь в виду создание полноценного сайта, труден для большинства детей, поскольку они не знают чем его наполнить. Поэтому чаще мы ограничивается лишь техническим этапом создания такого сайта — в учебных целях — и далее он не развивается. Но есть и положительные примеры. Были созданы и существовали по несколько лет сайты, посвящённые Римской Империи, клубу "Эврика", барабанщикам отряда "Флагман", различным "приколам" и хобби и некоторые другие. На данный момент существует сделанная детьми основа сайта клуба "Радуга" и ещё два сайта в процессе разработки.

д) Личные серверы. Новое направление работы, предлагаемое детям третьего (и более) года обучения. Заключается в изучении технологии создания веб-сервера с нуля на базе профессионального сервиса виртуальных машин EC2 на aws.amazon.com. Этот сервис позволяет создать виртуальную машину (там она называется instance) минимальной конфигурации бесплатно на год. Ученик получает в своё распоряжение персональный, круглосуточно работающий виртуальный компьютер, которым можно управлять удалённо через консольный терминал по протоколу SSH. На "инстансе" предустановлен один из вариантов системы Linux. Используя пошаговую инструкцию с сайта howtoforge.org, ученик устанавливает и настраивает на своём сервере необходимые программные компоненты, включая удобную web-панель управления хостингом, и далее размещает там свой сайт (на Joomla).

Преимуществом такого подхода является то, что он охватывает сразу множество сущностей и их взаимосвязей в рамках одной задачи. Это и работа в командной строке Linux, и использование ключевого файла вместо пароля, и различные сетевые протоколы, включая удалённое управление компьютером, и общее понимание того как работают хостинговые платформы... Отдельно можно отметить приходящее к ребёнку понимание того, как важно знать английский язык. Кроме того, такая виртуальная машина пригодна не только для сайтов. На ней можно разместить так же игровой сервер (об этом ниже).

е) Создание презентаций на познавательные темы. Презентация является для ребёнка своего рода мини-проектом, в процессе работы над которым он учится искать информацию в интернете, выбирать из найденного главное, подбирать иллюстрации. Создание презентаций предлагается детям в том числе как альтернатива работе над сайтом. Часто это можно совместить со школьным заданием. Большая часть презентаций делалась у нас в рамках проекта "Мир устроен так".

ж) Создание игр и видео-уроков. Эта работа не является на данный момент систематической, но представляется перспективной. Инициатива по созданию игр исходила от детей (автор не имеет такого опыта и не предлагал детям эту деятельность) и является формой свободного творчества. Мы установили на несколько компьютеров две различные системы разработки игр (Unity и FPS Creator), и заинтересованные дети пробуют с ними работать. Системы представляют собой достаточно серьёзные инструменты разработки программ, специализированные на играх. Созданы первые небольшие игры.

Создание видеоуроков интересно тем, что позволяет детям получить уникальный видеоконтент для своих или общих сайтов. Создавать их можно либо записывая и комментируя свои действия на экране компьютера (например, то же создание игр или сайта), либо на основе презентаций — демонстрируя их на экране и записывая в видео вместе с комментариями. Несколько видеоуроков ребята уже сделали, но организовать такую деятельность на регулярной основе не так просто. Прежде всего потому что далеко не каждый ребёнок умеет связно объяснять что-либо, тем более перед микрофоном. Кроме того, процесс записи требует тишины в помещении, что во время групповых занятий трудно организовать.

з) Игровые серверы Minecraft. Самое новое, скорее экспериментальное направление, которое неожиданно оказалось очень интересным как с технической, так и с педагогической точки зрения.

Как и большинство читателей данной статьи, автор её ещё несколько месяцев назад ничего не знал о "Майнкрафте" — кроме того факта, что есть такая популярная игра. Волей случая довелось познакомиться с этой игрой и её обширной, малознакомой взрослым субкультурой поближе. Что же такое "Майнкрафт" и чем так увлекает детей? Дело в том, что это чрезвычайно творческая игра, представляющая собой своего рода виртуальный конструктор "Лего". Мир Майнкрафта бесконечен и состоит из кубических блоков самых разнообразных материалов (камни, металлы, дерево и многое другое — десятки вариантов). Так же в игре присутствуют разнообразные предметы с различными свойствами. Один из основных режимов игры — "творческий". В этом режиме игрок имеет неограниченный запас ресурсов и полную свободу творчества. Дети возводят великолепные дворцы, мосты, башни, особняки с садами и бассейнами, статуи, целые картины, выложенные из цветных блоков и т. д. Второй игровой режим — "выживание". В этом случае ресурсы приходится добывать (в основном в шахтах), создавать из одних материалов и предметов другие ("крафтить") и всё это использовать для строительства и игровых развлечений. Можно устраивать фермы и выращивать там продукты питания.

Всё это можно делать в одиночной игре, но интереснее — на сервере, совместно с другими игроками. Соответственно, игровой сервер представляет собой интересную социальную среду, "населённую" детьми, где реализуются самые разные варианты взаимодействия и поведенческих стратегий. Кто-то ищет друзей и сотрудничает, кто-то конкурирует, кто-то желает власти (стать администратором), кто-то находит удовольствие в разрушении построенного другими. Естественно, всё игровое пространство дети обустраивают себе сами, взрослых там практически нет. Они устраивают в игровом мире магазины, гостиницы, лабиринты, метро, рождественские ёлки с подарками под ними, "паркуры" (сложные построения из блоков, которые нужно пройти) и другие "игры в игре". Даже "свадьбы" справляют. Что немаловажно, здесь встречаются и живут общей игровой жизнью дети из разных стран: как из стран бывшего СССР, так и из Западной Европы, США, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Знание английского для игрока — большое преимущество.

Игра имеет огромный массив поклонников, широко представлена в социальных сетях. И, как оказалось, очень многие подростки мечтают создать свой сервер. Умение создать свой сервер очень востребовано и престижно среди них. Для многих Майнкрафт так же является стимулом для создания своего канала на YouTube, где они выкладывают видео из игры. Такие видео пользуются среди любителей большой популярностью, особенно если они сделаны качественно, с заставками, монтажом, сюжетом.

Учитывая огромный творческий потенциал игры, массовую вовлечённость в неё детей, представляется несправедливым то, что взрослые, и особенно педагогическое сообщество, практически не знают о ней и никак не используют связанные с ней возможности.

Между тем, создать игровой сервер совсем несложно. Это можно сделать и на домашнем компьютере, и на планшете (хотя, его производительности вряд ли достаточно для большого числа игроков), но лучше делать это на отдельном сервере, хотя бы на таком, который дети могут создать на Амазоне (см. пункт д)). Оказалось, что возможность создать свой сервер Minecraft для некоторых детей является неплохой мотивацией для освоения серверных технологий. Причём, создание такого сервера даёт одновременно и подходящую тему для собственного сайта: это может быть сайт, посвящённый серверу, там можно публиковать правила, объявления для игроков, выкладывать картинки и видео из игры и просто общаться. Пока в нашем объединении есть только один ребёнок, сделавший таким образом свой сервер и заготовку сайта к нему, но эта работа будет продолжена. Как упоминалось выше, игру можно так же использовать как источник видеоматериалов, на которых можно учиться монтажу и редактированию, и это тоже планируется использовать.

и) Группа в "В контакте". Является удобным инструментом популяризации деятельности объединения, публикации методических материалов, информирования учеников и родителей, а так же позволяет в какой-то степени свести вместе "старых", повзрослевших уже учеников с сегодняшними.

к) Элементы журналистики и создание газеты. За время существования объединения детьми выпущено 22 номера газеты под названием "Весёлые ребята". Это весьма трудоёмкий процесс, его не всегда удаётся организовать в условиях приоритета групповых занятий. В текущем учебном году газета не выпускалась, хотя написание детьми заметок продолжается. Эта работа полезна как с технической точки зрения (практика работы в текстовом редакторе), так и с точки зрения развития речи, грамотности. Все тексты с детьми подробно обсуждаются, редактируются, совместно дорабатываются. Приемлемые по качеству заметки публикуются на сайте, при этом дети учатся работать с текстом в специфической онлайн-среде с использованием HTML, добавлять иллюстрации, вводить описания, выделять ключевые слова для поисковых систем.

Представляется возможным развитие журналистского направления в форме видеоблогерства, хотя бы в рамках освещения работы объединения и клуба. Но ясных планов в этом отношении пока нет.

 

6. Заключение

Формирование описанной комплексной среды в рамках одного объединения силами одного педагога, конечно, непростая задача. Многие элементы удается включать в работу лишь эпизодически, а то и вовсе замораживать на какой-то срок. Система дополнительного образования имеет свою специфику и требует от педагога прежде всего количественных показателей, много времени отнимает работа с программами, планами и прочей документацией.

Конечно, было бы эффективнее организовать эту работу в рамках коллектива из 2-3 педагогов, специализирующихся на отдельных направлениях: общая компьютерная грамотность, интернет-технологии, журналистика и создание контента... К сожалению, пока такой возможности нет.

 Никитин Юрий Моисеевич, Педагог дополнительного образования, клуб "Радуга" (МБОУ ДОД ЦДЮ "Созвездие"), Екатеринбург. т. +79058020511, email: lotsman1@gmail.com

 

Приложение: видео от русских и американских игроков про наш сервер майнкрафт.

 

http://www.youtube.com/watch?v=LK4U9F0RAPg

 

http://www.youtube.com/watch?v=YxSB0KB9FTg

 

http://www.youtube.com/watch?v=IqN1xXKyDmI

 

http://www.youtube.com/watch?v=2cfLnlA6D8g


Печать   E-mail

Другие материалы