Articles

Войти через социальные сети:

Вход и регистрация / Login or register

Kid's Club Online Magazine

Крейсев Аврора

Лучший месяц моей жизни случился со мной в июне 1979 года. Или это был 78-й... Ну, не так важно. В тот год я на целый месяц приехал в Ленинград в гости к своему брату Борису, который учился в Ленинградском Горном институте (ЛГИ). Мне было чуть меньше 12 лет (или даже меньше 11, если это 1978-й), и я поехал туда один. Родители посадили меня в самолёт, а уже через 4 часа брат встретил меня в ленинградском аэропорту Пулково. И начался это безумный и счастливый месяц, когда я облазил в Питере практически всё, чему знал названия. У Бориса была сессия и куча хвостов. Иногда я ходил с ним в институт или по магазинам, пару раз и в город, но чаще занимал себя самостоятельно. С утра я выходил из общежития, вооружённый картой города и небольшой суммой денег. Я ездил по музеям, просто гулял по улицам, ходил в кино, перекусывал в какой-нибудь столовой или просто парой булочек и снова гулял. Я побывал в Зоологическом музее, в Кунсткамере, на Авроре, в Петропавловской крепости, в Эрмитаже, в Исаакиевском и Казанском соборах и где-то ещё... К вечеру голодный и довольный возвращался в общагу. Отложился в памяти эпизод. Я очень проголодался, а в кармане осталось 4 копейки. Я зашёл в какой-то магазинчик и заплетающимся от голода языком попросил у продавщицы «что-нибудь поесть на 4 копейки». Сейчас звучит смешно, а тогда этого хватило на маленькую булочку и пару конфет.

В общаге по адресу ул. Наличная, 46, было здОрово! Естественно, меня там все любили, я ходил по гостям, общался, получал сувениры и угощения. Помню, как один негр купил мне в ближнем супермаркете (точнее, универсаме!) большую упаковку мороженого. Помню парня из Эстонии, который объяснял мне, что лучшие спички – эстонские (они были в картонных коробочках, да ещё часто с красными головками, тогда как обычные были коричневые и в коробочках из деревянных пластинок). 2-3 ночи я спал в чужих комнатах (как у девушек, так и у парней), поскольку Борис травил тараканов.

Особенно классно было в общежитии вечерами: скромные но весёлые застолья, гитара, магнитофон, цветомузыка (была у брата, самодельная, сделанная его новосибирским другом)...

Вот так классно провёл я тот месяц! Возвращался уже на поезде, что было гораздо менее комфортно. Немного приболел в дороге. Зато, в дороге я пил «Пепси-колу», а в сумке у меня лежал конструктор «Оптика», из которого можно было собирать микроскоп, подхорную трубу, бинокль и другие интересные штуки.

Карта со схемой маршрутов трамваев и троллейбусов

А что же с авторской песней? А вот что. Первую ночь после моего прибытия я провёл с братом и двумя девушками на общежитской кухне. Борису нужно было срочно, до утра, переписать магнитофонную катушку с записью бардовского концерта. И девушкам тоже, вроде бы, нужны были копии. Из-за моего приезда они не успели сделать это вечером, так что оставалась ночь. Мне предлагали пойти спать, но я, конечно, отказался и сидел, слушал песни, глядя на белую ночь за окном и иногда подрёмывая на столе. Песни были обалденные! С жанром я уже был немного знаком. До этого я уже слушал песни Высоцкого на пластинках, и был от них в восторге. А Борис и сам пел под гитару довольно неплохо. Но всё же это был первый настоящий магнитофонный бардовский концерт, который я послушал. Выступали Алексей Брунов (исполнитель, то есть он пел не свои песни) и Александр Быстрицкий (автор). Оба представляли клуб авторской песни «Меридиан», а концерт проходил в клубе «Гулливер», который, как я понял, существовал при ЛГИ. В качестве бонуса на ленте были по несколько песен Михаила Трегера, Сергея Никитина, Юрия Визбора, Андрея Суханова. Сейчас я понимаю, как мне повезло: это была очень хорошая подборка. А что касается Быстрицкого – то он вообще очень необычен. Он пел песни-басни: смешные (но со смыслом) истории про животных, которые я быстро запомнил практически наизусть (позже я часто слушал эту запись).

С тех пор я люблю авторскую песню. Очень жаль, что этот жанр практически ушёл в прошлое. А ту катушку Борис через несколько лет привёз и оставил в Новосибирске, а сейчас она лежит у меня в Екатеринбурге (если не потерялась... давно я не перебирал свои залежи). Но теперь у меня, увы, нет рабочего катушечного магнитофона. К счастью, в 90-х годах я успел переписать часть той записи на кассету, и вот недавно собрался и оцифровал её. Но там было не всё. В интернете нашлась та самая запись Быстрицкого в полном виде, и его выступление я полностью выложил здесь на сайте в разделе музыки. Выступления Брунова я в интернете не нашёл, так что выложил то, что сохранилось у меня на кассете. Остаётся надежда найти катушечник и оцифровать всё же полный вариант.

Ссылка на запись выступления Александра Быстрицкого: http://lotsman.ru/share/music/B/11-aleksandr-bystriczkij/18-konczert-v-klube-gulliver-lgi

А вот тут несколько песен в сполнении Алексея Брунова: http://lotsman.ru/share/music/B/12-aleksej-brunov/19-konczert-v-klube-gulliver-lgi

Бонусные песни других авторов вылужу чуть позже.

Вторая часть статьи. Начало здесь.

Николь Гринвич никогда не ходила в школу. Но девочке, привыкшей к каждодневной борьбе за выживание и умеющей пользоваться для этого своим разумом, проблемы и трудности её сверстников кажутся несколько преувеличенными. Она хладнокровно анализирует любую проблему или ситуацию, ставит себе цели и достигает их. Правда, дело не только в талантах самой Никки: помощь компьютера Робби очень усиливает её интеллектуальные и физические возможности. Сказать по правде — она немножко «сверхчеловек». А ведь это для героя подростковой книги — очень нужное качество! :-)

На протяжении трёх книг Николь Гринвич познаёт мир, а позже и старается его изменить. На этом пути она приобретает друзей и врагов, любит и страдает, несколько раз чудом (и талантами Робби) избегает гибели и в конце концов поднимается до вершин политико-экономической иерархии. Она меняет мир, не сумев изменить и сделать счастливой... — ни за что не догадаетесь, кого! ;) — только себя. Читатель вместе с ней проходит путь познания природы и общества, понимания возможных путей развития человечества. В первой книге юная Никки учится в престижном лунном колледже, слушает лекции, спорит с преподавателями, занимается собственными исследованиями... Эти моменты даны очень подробно — так, чтобы читателю стала понятна суть обсуждаемых теорий, научных проблем. На первой же лекции пожилой учёный объясняет первокурсникам (а с ними и читателю), что не все люди достойны звания «человека разумного» и что границы между науками — фикция. На самом деле знание о мире непрерывно, и разделение его на физику, химию, социологию, биологию, историю и т. д. — лишь вынужденное следствие ограниченности наших интеллектуальных возможностей. Поскольку автор книги — астрофизик, то больше всего внимания он уделят космосу. Много говорится о планетах и спутниках: о физическо-химических и геологических процессах на них, об их происхождении, о гравитационных эффектах в системах планет-гигантов с их спутниками и кольцами. Некоторые теории, выдвигаемые автором от имени Никки не являются бесспорными, но отражают реальные научные взгляды астронома Николая Горькавого. Затрагивается «Эффект Пионера», Большой взрыв и дальнейшая история вселенной, реликтовое гравитационное излучение...

Наверное, не каждому подростку (да и взрослому) всё это покажется понятным и интересным. Но кажется, автор сделал всё возможное и даже больше того. Вероятно, в качестве «приманки» для «поколения Гарри Поттера» (а скорее ещё и в качестве лёгкой пародии) в колледж Эйнштейна привнесены некоторые традиции Хогвардса. Кому-то это представляется натяжкой, но мне кажется что получилось неплохо. Автор объясняет это тем, что основатели колледжа были поклонниками творчества Роулинг. Отсюда 4 факультета, ритуал «Старой шляпы», живущие своей жизнью интерьеры, роботы-помощники в виде сов и других животных у студентов... Есть и аналог квиддича: «летательная» командная игра, только летают там не на мётлах, а на крыльях: ведь колледж находится на Луне, под прозрачным куполом, а сила тяжести на Луне в 6 раз слабее земной.

Во второй части трилогии Никки уже оставляет колледж и занимается более «серьёзными» делами. Приключения продолжаются, но теперь от бывшей «астровитянки» и её друзей зависит судьба всего человечества. Оно (человечество) стоит на распутье, в «точке бифуркации». В какую сторону будет сделан следующий шаг? Какие технологии и какие люди повлияют на этот выбор? Как помочь землянам выбрать правильный путь? По ходу сюжета автор подбрасывает читателю довольно много идей по возможным путям развития общества и роли науки в этом процессе. Герои спорят о допустимости генетических модификаций человека, обсуждают возможные последствия открытия бессмертия и некоторые другие этические проблемы, связанные с научными исследованиями. Интересно так же как Никки решает проблему патентного и авторского права… :-)

Третья часть представляет собой мозаику из фрагментов жизни взрослой уже Николь, её друзей, близких, а так же совершенно посторонних людей, жизнь которых меняется, балагодаря выросшей девочке с астероида. Человечество прошло перепутье, начались большие перемены, а с ними родились и большие надежды. Однако, конец книги печален. «Они жили недолго, хоть и счастливо и умерли в один день»... Впрочем, автор милосердно обрывает текст за час до предполагаемого исхода, а значит, у читателя остаётся возможность придумать себе другой финал. А вот в научных мечтах (с моей точки зрения) героям (и автору) начинает несколько изменять чувство меры: планы, которые они строят, простираются уже далеко за пределы нашего мира как в пространстве так и во времени. Ну, в конце концов, почему бы и не помечтать! ;-) Ведь человечество выбрало правильный путь, и впереди у них ещё миллиарды лет!

Я постарался избежать раскрытия сюжета и почти ничего не сказал о событиях, которые происходят в трилогии. Читайте! Эта книга стоит того! Я не мог отрваться от неё иногда целыми ночами, а это со мной случается нечасто. А главное, хотелось бы, чтобы эту книгу читали дети, подростки, молодые люди. Уверен, что многие, благодаря ей, смогут хоть немного почувствовать, насколько красив и удивителен наш мир и насколько интересно его познавать. Пусть не все станут учёными, но если наши дети хотя бы поймут, что физика, математика, химия, биология, история — это не школьные предметы, а... скажем так, детали большого и красивого корабля, коорый готов нести человечество в достойное будущее, если оно само того захочет и не станет пилить эти детали на дрова или, того хуже, строить из них пушки и танки... — если они это поймут — это будет уже здОрово!

(Это не всё, дальше читайте приложения.)

Прочитал эту книгу и захотелось поделиться своими впечатлениями. Надеюсь, кого-то заинтересую. :) Тут первая часть статьи. Продолжение следует. ;)

В мультфильме «Ивашка из дворца пионеров» главный герой с лёгкостью расправляется со своими проблемами (в лице сказочных злодеев) при помощи технической смекалки и некоторых подручных средств. Никки Гринвич из трилогии «Астровитянка» так же использует в качестве оружия прежде всего свой мозг, и владеет этим оружием в совершенстве!

Забавно, что эту аналогию можно было бы продолжить. Среди врагов Никки есть и огнедышащий дракон (в мультике был Змей Горыныч) и «железный человек» (вполне сойдёт за Кащея), и даже некий самоуверенный господин с лучевым оружием (помните кота, что стрелял лучиками из глаз?). Да и на роль Бабы Яги кандидатура имеется. Но живёт Никки не в сказочном лесу...

Автор трилогии — учёный-астрофизик, доктор физико-математических наук. А его книга — образец почти вымершего в наше время жанра научной (по-настоящему научной!) фантастики. Ник Горькавый очень серьёзно подходит к научно-познавательной составляющей и позиционирует своё произведение как «познавательную книжку для подростков». «Родители, заинтересованные в интеллектуальном развитии своих детей, помните — в жестокой войне за умы подростков каждый снаряд на счету. И я на вашей стороне.» — пишет он в своём блоге. Книга, действительно, очень увлекательна: она полна приключений, есть там и интересные детективные линии. А ещё это книга про верную дружбу, благородство, про первую (и не только) любовь. Но всё это, в общем-то, не редкость — хороших книг много. Необычно в «Астровитянке» то, что вся эта увлекательность служит «приправой» не для банальной морали вроде того что «быть хорошим хорошо, а добро всегда побеждает зло», а для продвижения авторских идей о разуме и научных знаниях как высших ценностях человечества. Устами своих героев учёный-писатель в доступной форме даёт в книге массу научной информации, рассказывает о реальных проблемах и загадках, стоящих перед наукой, об истории научных открытий. Он романтизирует науку и научное образование, опровергает стереотипы о нудных заучках-ботаниках и учёных-чудаках, возводит человека, умеющего смело мыслить и глубоко познавать в ранг потенциального супергероя, способного изменить мир, так что всяческие бэтмены и прочие рэмбо «нервно курят в сторонке»... Согласитесь, такие приоритеты — немалая редкость в литературе. И в этом качестве книга почти уникальна.

...Солнечная система, XXIII век. Наука и технология достигли высот, вполне достойных светлого будущего. Люди освоили ближний космос. На Луне стоят города, большая колония существует на Марсе, поменьше — на некоторых спутниках планет-гигантов и даже на отдельных астероидах. Лунный гелий-3 решил энергетические проблемы. Медицина и биология довели среднюю продолжительность жизни до ста и более лет. Реальностью стал искусственный интеллект, умные роботы освободили человека от рутины и физического труда. На Земле не осталось межнациональной вражды, человечество обрело единство, мировые законы принимаются в ООН. Неужели наступил (с опозданием на один век) солнечный полдень человечества, обещанный Стругацкими? Увы, это не совсем так...

Вместо циничных диктаторов и лицемерных президентов миром теперь правят новые короли. То, что это слово без кавычек — не ошибка. Это почти официальное наименование. Королём в 23-м веке становится любой, чьё личное состояние превысит 100 миллиардов долларов. С этого момента он вступает в «Королевский клуб», к нему начинают обращаться «Ваше величество», а дети его становятся принцами и принцессами. Титул переходит по наследству вместе с состоянием, поэтому каждый король является главой династии, этакого семейного мини-государства, владеющего заводами, газетами, пароходами (точнее, космическими кораблями) и в меру своего богатства и амбиций влияющего на ход мировых событий.

К середине 23 века в мире сложилась двухполярная политическая конфигурация: почти все крупные династии объединены в два противостоящих союза — южный и северный. В борьбе за деньги и доминирование обе стороны не очень разборчивы в средствах. Однако особый цинизм и жестокость проявляют «южные». И всякое может случиться с тем, кто вольно или невольно встанет на их пути...

Учёные Сьюзан и Айван Гринвич, возвращаются на Землю после нескольких лет работы на Марсе и трагически погибают при столкновении их космического корабля с астероидом. Это был необычный астероид с двумя спутниками. Авария случилась в момент тесного сближения на малой скорости: супруги хотели получить данные об интересном объекте с пролётной траектории, но из-за неожиданного отказа электроники корабль не успел завершить разворот и врезался в скалистую поверхность. Удар пришёлся на рубку, основная часть корабля осталась почти целой. Никки, маленькая дочь Гринвичей, родившаяся на Марсе и летевшая вместе с родителями на Землю — выжила, но на 10 лет оказалась в заточении на парализованном корабле. Её нянькой, воспитателем, врачом, другом и учителем стал Робби, интеллектуальный компьютер, доставка которого на Землю и была главной миссией Гринвичей. Робби вынужден подключиться к нервной системе девочки для компенсации последствий тяжёлой травмы позвоночника, случившейся при ударе. Он останется с героиней на всю жизнь. Его стараниями Никки не только не погибла и не одичала за время жизни на астероиде, но и сумела обустроить себе вполне комфортную среду. Когда «астровитянку» нашли, она сумела удивить своих спасителей шикарным обедом из свежей жареной форели и разнообразных салатов:

— Я знаю... я читала... вы с дороги и устали, вам нужно обязательно поесть и отдохнуть... Эх, так и не поняла, что значит «баньку истопить»...

(Продолжение здесь)

Лёля - хорошая девочка. Она переезжала в новый дом. Она так обрадовалась! А там было зеркало. Она спрашивает маму:

- Почему я здесь и там?

Мама отвечает:

- Это зеркало, оно помогает нам смотреть и узнавать, красивы мы или нет. Но оно очень хрупкое.

- Хрупкое - значит ломается?

- Нет, - ответила мама, - это значит, разобьётся.

Однажды мама пошла на работу и сказала:

- Не разбей зеркало!

- Ладно, мама, - сказала Лёля.

Только мама ушла на работу, Лёля стала играть в мяч. И вдруг Лёля пнула мяч,  и он полетел прямо в зеркало! И разбила Лёля зеркало! Позвонила Лёля маме и сказала: "Разбила я зеркало, да и пальчик поранила."

Прибежала мама домой и смотрит: никаких стёклышек. И Лёлю спрашивает:

- А  куда всё делось?

- Это призрак пришёл и всё за меня сделал.

Я сам там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Яндекс.Метрика